Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Факультативные занятия по каким предметам вы планируете посещать в 2017/2018 учебном году?
Всего 107 человек
Голосование
Нужна ли школьная форма?
Всего 230 человек

Классному руководителю

Дата: 21 апреля 2017 в 11:59, Обновлено 10 апреля в 09:15

Методические рекомендации педагогам учреждений образования по профилактике употребления наркотических, токсических веществ, спайса

Наркомания - болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся психической и физической зависимостью от них. Это заболевание начинается со случайного (или под влиянием, давлением) приема наркотика с последующим формированием наркотической зависимости. Кроме наркотиков серьезную угрозу представляют и отдельные психотропные средства, которые оказывают такое же сильное действие на центральную нервную систему, как и наркотики. Наркомания представляет угрозу жизни и здоровью не только для отдельного человека. Она представляет опасность для всего общества.
Если раньше наркотики употребляли единицы, и многие из них могли жить с этой привычкой довольно долго, то сейчас наркомания становится массовой, а с распространением огромного количества синтетических наркотиков, которые стали очень доступными и популярными у молодежи, это зло стало покушаться на самую большую ценность человечества – детей и молодых людей.
Наркотики эти чрезвычайно опасны, так как доступны, просты в употреблении и действуют, в первую очередь, на психику. В 99% случаев употреблять курительные смеси начинают те, кто уже курит сигареты.
Очень важен тот факт, что употребление курительных смесей является первой ступенькой к переходу на более тяжелые наркотики.
По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь большинство наркопотребителей – лица в возрасте до 35 лет (84,5%). Из них моложе 15 лет – 2,9%, 15-19 лет – 10,3%, 20-24 лет – 22,4% и 25-34 лет – 48,9%.
Уровень наркотизации в нашей стране составляет около 154,8 чел. на 100 тыс. жителей и увеличился в 1,8 раза по сравнению с показателем 2003 г. – 86,3 чел.

Первичная профилактика, осуществляемая учреждениями образования. В процессе профилактики наркомании и осуществления антинаркотической деятельности важно не перейти грань, отделяющую процесс информирования о существующей опасности потребления наркотических средств и психотропных веществ от повышения интереса к наркотикам.
Профилактика наркомании, в прочем, как и потребления алкоголя, совершения правонарушений может быть: первичной, вторичной и третичной.

Первичная профилактика наркомании, задача которой уберечь детей и подростков от первого употребления психоактивного вещества на самых ранних этапах их взросления, может и должна проводиться широко, повсеместно, со всеми детьми и подростками школьного возраста, пока они здоровы и не успели познакомиться с наркотическими веществами.
Целью вторичной профилактики является сохранение здоровья детей и подростков, уже имеющих опыт употребления.
Третичная профилактика предназначена для продления жизни лиц, страдающих сформированной зависимостью от наркотиков путем предупреждения повторных рецидивов после лечения.

Профилактика наркомании среди детей и подростков, которые никогда не употребляли психоактивные вещества и среди тех, кто уже имеет определенный опыт, а тем более среди опытных потребителей наркотиков проводится различными методами и средствами. Поэтому, вторичную и третичную профилактику выполняют профессионально подготовленные специалисты (медицинские и социальные работники, сотрудники соответствующих отделов милиции).
В работе по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркоманий и токсикоманий среди учащихся образовательных учреждений обязаны участвовать все, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, учителя, воспитатели, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Деятельность социального педагога по профилактике табакокурения и злоупотребления алкоголем в молодёжной среде должна быть направлена на объединение сил не только учреждений образования (школ, лицеев, гимназий, ССУЗов, ВУЗов), но и семьи учащегося. Семья наряду со школой, сверстниками, СМИ и др. играет роль важного, возможно, самого важного фактора в борьбе с распространением табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. Семья –это отдельный субъект профилактической работы. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показали, что именно ситуация, сложившаяся в семье во многом определяет, насколько велика вероятность приобщения молодёжи к ПАВ (факторы риска и защитные факторы).
Практически все детское население страны обучается в школе. В школе дети получают необходимые для их будущей взрослой жизни знания. Поэтому первичную профилактику наркомании необходимо проводить именно в школе и на всем протяжении обучения.
Первичная профилактика должна осуществляться преимущественно педагогами и школьными психологами и являться составной частью социального воспитания и социально-психологической помощи в период взросления.
Первичная профилактика постоянная каждодневная работа и проводиться со всеми здоровыми детьми без исключения и опережать негативное влияние «опытных» сверстников и более старших товарищей. Так как в настоящее время приобщиться к потреблению психоактивных веществ или обнаружить какие-либо другие отклонения поведения может практически любой подросток. Главным направлением должно стать формирование у несовершеннолетних навыков принятия правильных решений в трудных жизненных ситуациях и устойчивости к наркотикам, т.е. формирование типа поведения молодежи, отвергающего применение психоактивных веществ с целью стойкого изменения состояния сознания
Первичную профилактику наркомании необходимо проводить со всеми учащимися общеобразовательных школ с учетом пола и возраста ребенка, социально-культурных факторов. Профилактика должна быть личностно-ориентированной.
В обязательном порядке обращать внимание на детей, имеющих факторы риса, а также семейного неблагополучия. В ходе первичной профилактики наркомании среди подростков необходимо выявить так называемую «группу риска». Ее составляют подростки с определенной предрасположенностью к алкоголизации и наркотизации, у которых более высока вероятность возможного употребления наркотиков. Это подростки:
• с отягощенной наследственностью в плане алкоголизации, наркотизации, а так же психических заболеваний;
• с выраженными отклонениями в характере, поведении, реагировании – вследствие ранней или приобретенной (травма, нейроинфекция) органической мозговой патологии или развившихся в связи с дефектами воспитания патологических (психопатических) черт личности;
• педагогически запущенные и из социально неполноценных семей – грубо конфликтных, распадающихся, неполных, члены которых склонны к злоупотреблению алкоголем, а также у которых наблюдалось асоциальное или уголовно наказуемое поведение.
Необходимые для целенаправленной профилактической работы сведения о родителях, отрицательно влияющих на поведение детей, состоящих на учете в органах внутренних дел. Вместе с тем, следует иметь в виду, что у определенной части подростков-наркоманов внешне вполне благополучные семьи.
При проведении первичной профилактики применяются формы и средства информационного воздействия, адаптированные к молодежной аудитории (КВН, конкурсы, соревнования, тематическое шоу, спектакли, концерты, выставки лучших работ и др.). Полезными являются выступления (в ходе проведения мероприятий или перед их началом) врачей, работников милиции с демонстрацией соответствующих кино-, видеоматериалов.
Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин.
Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. С этой целью большое значение следует уделять привлечению детей к занятиям в сфере дополнительного образования, организации использования досуга школьников, в частности привлечения детей к занятиям в спортивных секциях. Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой и спортом.
Дошкольный возраст –это формирование представлений о теле человека, что плохо, хорошо, привитие правил гигиены, навыков самообслуживания, ухода за собой.
Формирование индивидуальных алкогольных установок начинается с 9-10 лет, поэтому противоалкогольное воспитание начинается с начальной школы. Статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 10 до 21 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %.
Младший школьный возраст – уже необходимо освещать какие есть привычки, как вредны. Цель- формирование мотивации здорового образа жизни.
Для детей младшего школьного возраста важным моментом в формировании ЗОЖ является личный пример педагогов, родителей. Который оказывает влияние на представление ребенка о действительности. Поэтому важно проводить работу с родителями, обращая внимание на своевременное выявление неблагополучия.
Подростковый возраст – важный критический этап, на котором закладываются алкогольные, наркотические установки, установки на ЗОЖ, умение применять способы отказа от наркотиков.
Любые попытки коррекции со стороны взрослых воспринимаются как посягательства и часто приводят к обратным результатам.
Кроме того в этом возрасте основной потребностью является общение. Ведь именно в группах дети впервые пробуют спиртные напитки, ПАВ и др.
Особую опасность действия вредных веществ на подростков. Это связано не только с происходящими у них процессами роста и развития, а прежде всего с очень высоким содержанием в их организме половых гормонов. Как раз взаимодействие этих гормонов с вредными веществами и делает подростка чрезвычайно чувствительным к их действию. Например, взрослому, чтобы пройти путь от начинающего пить алкоголь до алкоголика, требуется от двух до пяти лет, а подростку — всего лишь от трех до шести месяцев! Конечно же, для 14-15-летнего школьника, который готовится вступить в юношеский возраст, такое следствие употребления вредных веществ особенно опасно.

Качество работы с родителями. Это общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием правоохранительных органов, прокуратуры, психологов, медицинских работников, специалистов СППС. Это родительский всеобуч по тематике "Здоровый ребёнок - здоровое общество" (с участием медицинских работников). Индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Деятельность социального педагога по профилактике табакокурения и злоупотребления алкоголем в молодёжной среде должна быть направлена на объединение сил не только учреждений образования, но и семьи учащегося. Семья наряду со школой, сверстниками, СМИ и др. играет роль важного, возможно, самого важного фактора в борьбе с распространением табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показали, что именно ситуация, сложившаяся в семье во многом определяет, насколько велика вероятность приобщения молодёжи к ПАВ (факторы риска и защитные факторы). Современные модели, на основе которых строятся в настоящее время наиболее эффективные профилактические программы, выделяют семью, как отдельный субъект профилактической работы.

Основными целями программ по профилактике вредных привычек являются:
1. Дать информацию учащимся и родителям о вредном влиянии никотина.
2. Рассказать о социальных последствиях употребления ПАВ, алкоголя и табака.
3. Оказать практическую помощь родителям в профилактике.
4. Приобретение учащимися навыка сказать "Нет"
5. Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни.

Раннее предупреждение употребления наркотиков, алкоголя среди детей и подростков базируется на том, что в центре внимания должна находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним макросоциальное окружение. Благодаря этому охватываются все стороны жизнедеятельности подростка, и создаются условия для активного выявления и динамического контроля над процессом предупреждения употребления психоактивных веществ. Однако важным для нас является положение о витальной функции семьи - жизненно необходимой среды для развития и воспитания ребенка.
Во всех школах должна создаваться атмосфера нетерпимости в отношении возможной наркотизации. В то же время подростки должны быть уверены в том, что они всегда могут получить необходимую консультацию, помощь в случаях возникновения у них проблем, связанных с наркотизацией и алкоголизацией. В случаях добровольного обращения учащихся за помощью строго соблюдаются принципы доверия, уважения, врачебной тайны. Необходимо стремиться к тому, чтобы такое обращение стало нормальным явлением, так как оно отражает рост сознательного отношения подростков к личным и социальным проблемам, а, следовательно, и качество воспитательной работы.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ 
          (по предупреждению суицидальных попыток  среди подростков)


Сигналы суицидального риска
 Ситуационные сигналы :
 -Смерть любимого человека; 
 -Вынужденная социальная изоляция, от семьи или друзей (переезд на новое место жительства); 
 -Сексуальное насилие;
 -Нежелательная беременность;
 -«Потеря лица» (позор, унижения). 
 Поведенческие сигналы: 
 -Наркотическая и алкогольная зависимость; 
 -Уход из дома; 
 -Самоизоляция от других людей и жизни; 
 -Резкое снижение поведенческой активности; 
 -Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью; 
 -Предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
 -Частное прослушивание траурной или печальной музыки; 
 -«Приведение дел в порядок» (раздаривание личных вещей, письма к родственникам и друзьям, урегулирование конфликтов). 
Эмоциональные сигналы:
 -Поиск пути к смерти и желание жить одновременно; 
 -Депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе; подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние; 
 -Переживание горя.

 Коммуникативные сигналы:

 -Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное).Шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщения. 

Ресурсы
 Внутренние ресурсы:
 -
Инстинкт самосохранения;
 -Интеллект; 
 -Социальный опыт; 
 -Коммуникативный потенциал (общительность); 
 -Позитивный опыт решения проблем. 
 Внешние ресурсы: 
 -Поддержка семьи и друзей; 
 -Стабильная работа; 
 -Религиозность; 
 -Устойчивое материальное положение; 
 -Медицинская помощь; 
 - Индивидуальная психотерапевтическая помощь.
 

Помощь при потенциальном суициде
Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.
Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте возможность высказаться.
Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет). Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы.
Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Скажите, что вы принимаете их всерьез.
Выработайте совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь вместе искать альтернативные варианты решения.
Проявляйте интерес, но не оценивайте, не обсуждайте и не пытайтесь переубедить собеседника.

Практические рекомендации педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.


1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);
- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);
- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
- констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной
- говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
- апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка; ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но они против того, как он себя ведет.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, «чтение морали»;
- наказание или угрозы наказания;
- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»;
- сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого маленького агрессора.
6.    Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
- пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

Название типа агрессии

Рекомендации

1. Гиперактивно-агрессивный ребенок
Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников сверстников, могут становиться агрессивными

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами.
Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим - сверстникам, взрослым и ко всему живому

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.
Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение.

Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.
Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение

Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него


 

4. Агрессивно-боязливый ребенок.
Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения"

Работайте со страхами, моделируйте, то есть создавайте, опасную ситуацию и вместе с ебенком преодолевайте ее.; пр этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.
Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо и больно

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалуйте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность - "отрабатывать" за свое агрессивное поведение ("А теперь иди и извинись", "Погладь по голове", "Пожми руку", "Предложи игрушку обиженному тобой ребенку" и тому подобное)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.