"Мир — это книга, и те, кто не путешествуют, читают лишь одну ее страницу." (Св. Августин)
Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Экскурсия - сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны: передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.
Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:
а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;
б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;
в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;
г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;
д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;
е) как мероприятие по одному из направлений воспитания - патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;
з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;
и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.
Более правильное представление об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.
Каждая экскурсия имеет определенные элементы или признаки, отличающие ее от других видов туристского обслуживания:
-протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток);
-наличие экскурсантов (группа или индивидуально);
-наличие экскурсовода, проводящего экскурсию; показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
-передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
-целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода:
-наличие определенной темы;
-активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Экскурсия выполняет функции информации, расширения кругозора и познания, организации культурного досуга, отдыха, общения.
К экскурсиям также предъявляется ряд требований, определяющих их значимость, а именно - полнота и достоверность информации, культурно-познавательная значимость, законченность и точность композиции и исполнения экскурсии, удовлетворение эстетических и морально-психологических потребностей экскурсантов.
Классифицировать экскурсии можно по ряду признаков.
1. По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многоплановые и затрагивают несколько тем. Тематические экскурсии проводят на одну тему. В свою очередь, тематические экскурсии подразделяют на следующие группы: исторические, военно-исторические, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные и производственные. Существует деление групп и на более мелкие подгруппы.
2. Состав участников экскурсий характеризуется возрастными категориями (взрослые, дети и т. д.), степенью организованности (плановые организованные туристы, случайный состав и т. д.), местом жительства экскурсантов (местное или приезжее население), социальными группами (рабочие, жители городов и сёл, учащиеся и т. д.).
З. По месту проведения экскурсии подразделяют: на городские, загородные, производственные, музейные. Место проведения определяет вид экскурсии.
4. По способу передвижения экскурсии подразделяют на пешеходные, транспортные и комбинированные. В качестве транспортных средств применяют: автобусы, городской транспорт, поезда, теплоходы и другие виды.
5. По форме проведения экскурсии могут быть различными:
-экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке и т.д.;
-экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
-экскурсия-концерт - посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений;
-экскурсия-спектакль - форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.;
-экскурсия-урок - представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
-учебная экскурсия - является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
-пробная экскурсия (представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий) и др.
По цикличности проведения экскурсии - единичные и тематические объединенные общим названием.
Экскурсионная деятельность является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся - идет интенсивное умственное развитие.
Достопримечательности Республики Беларусь
Достопримечательности Гродненского района