Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Факультативные занятия по каким предметам вы планируете посещать в 2017/2018 учебном году?
Всего 111 человек
Голосование
Нужна ли школьная форма?
Всего 239 человек

Экскурсионная деятельность

Дата: 21 апреля 2017 в 12:19, Обновлено 12 апреля в 10:27

"Мир — это книга, и те, кто не путешествуют, читают лишь одну ее страницу." (Св. Августин)

Термин «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия). [3] Емельянов Б. В. Экскурсоведение. В 3-х частях -- М: ЦРИБ «Турист», 1992, С. 28

Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Экскурсия - сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны: передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.

Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдениеизучениеисследование объектов.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:

а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;

б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;

в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;

г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;

д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;

е) как мероприятие по одному из направлений воспитания - патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;

з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;

и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

Более правильное представление об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.

Каждая экскурсия имеет определенные элементы или признаки, отличающие ее от других видов туристского обслуживания:

-протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток);

-наличие экскурсантов (группа или индивидуально);

-наличие экскурсовода, проводящего экскурсию; показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

-передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

-целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода:

-наличие определенной темы;

-активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Экскурсия выполняет функции информации, расширения кругозора и познания, организации культурного досуга, отдыха, общения.

К экскурсиям также предъявляется ряд требований, определяющих их значимость, а именно - полнота и достоверность информации, культурно-познавательная значимость, законченность и точность композиции и исполнения экскурсии, удовлетворение эстетических и морально-психологических потребностей экскурсантов.

Классифицировать экскурсии можно по ряду признаков.

1. По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многоплановые и затрагивают несколько тем. Тематические экскурсии проводят на одну тему. В свою очередь, тематические экскурсии подразделяют на следующие группы: исторические, военно-исторические, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные и производственные. Существует деление групп и на более мелкие подгруппы.

2. Состав участников экскурсий характеризуется возрастными категориями (взрослые, дети и т. д.), степенью организованности (плановые организованные туристы, случайный состав и т. д.), местом жительства экскурсантов (местное или приезжее население), социальными группами (рабочие, жители городов и сёл, учащиеся и т. д.).

З. По месту проведения экскурсии подразделяют: на городские, загородные, производственные, музейные. Место проведения определяет вид экскурсии.

4. По способу передвижения экскурсии подразделяют на пешеходные, транспортные и комбинированные. В качестве транспортных средств применяют: автобусы, городской транспорт, поезда, теплоходы и другие виды.

5. По форме проведения экскурсии могут быть различными:

-экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке и т.д.;

-экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

-экскурсия-концерт - посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений;

-экскурсия-спектакль - форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.;

-экскурсия-урок - представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

-учебная экскурсия - является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

-пробная экскурсия (представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий) и др.

По цикличности проведения экскурсии - единичные и тематические объединенные общим названием.

Экскурсионная деятельность является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся - идет интенсивное умственное развитие.


Достопримечательности Республики Беларусь

Достопримечательности Гродненского района

Достопримечательности Гродненской области

Самые интересные экскурсии 2017 года

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.